Магазин индийских товаров

26.09.2022 10:21:00

Буддизм. Кратко

Содержание:

  1. Кратко об истории возникновения буддизма
  2. Основные понятия и идеи буддизма
  3. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  4. В буддизме выделяют три драгоценности
  5. Кратко о философии буддизма
  6. Направления буддизма

Идеи буддизма стали основой для возникновения одного из религиозных направлений. Для его последователей характерно желание достичь просветления, несмотря на расу или национальность. Буддизм относится к философским учениям, охватывающим различные направления человеческого мышления. Он подходит для людей с любым происхождением, вероучением и не требует знания определенного языка.

statue-of-buddha1.jpg

Кратко об истории возникновения буддизма

Согласно мнениям большинства историков, буддизм появился в середине первого тысячелетия до н. э. Изначально это учение было противопоставлением лидирующему в тот момент индийскому брахманизму. Его специфика заключалась во взаимосвязи между политикой и духовностью.

Известно, что появлению нового философского учения предшествовало кризисное состояние культуры и экономики страны. В родственных и политических связях индийского социума стали происходить изменения. Этот период характеризуется становлением взаимоотношений между различными классами общества.

Вскоре образовалось несколько групп и одиночных монахов, странствующих по Индии в целях распространения буддизма и обретения Дхармы (истины). Обычно они отказывались от мирских удовольствий и соблюдали аскезу. Странствующие монахи (шраманы) обычно имели собственное мировоззрение, которым делились с непросвещенными. 

Большинство исследователей сходится во мнении, что основоположником новом религии стал Сиддхартха Готама (Гаутама), иначе называемый Буддой Шакьямуни, что переводится как «Просветленный мудрец из рода Шакья». Есть и другие его имена:

  • Джина – Свободный;

  • Саттхадева-Мануссанам – Учитель истины для людей и богов;

  • Саммасамбуддхо – Пробужденный полностью;

  • Локавиду – Знаток миров;

  • Арахам – Достойный уважения и почитания;

  • Виджья-чарана-сампано – Обладатель великих знаний и идеального нрава.

Авторы священных писаний говорят, что Сиддхартха родился в ночь майского полнолуния и сразу стал творить чудеса. Согласно легендам, младенец после появления на свет разом встал и объявил, что пришел спасти людей от мучений. Затем он сделал несколько шагов в направлении каждой из четырех сторон света. Под его ногами вырастали красивейшие цветы, позже названные лотосами.

Будде предрекали великое будущее, но один из предсказателей сообщил, что принц может стать царем или святым. Отец Сиддхартхи старался оберегать сына от внешнего мира в течение всей юности. Он окружал сына роскошью своих дворцов и не выпуская за их пределы. Будда стремился к получению знаний, поэтому у него было прекрасное образование. 

Сиддхартха женился в 16 лет и через несколько лет обзавелся сыном. Но это не остановило его стремления познать мирскую жизнь. В 29 лет он тайно выбрался из дворца с помощью слуги Чанны, с которым они были друзьями. 

Согласно легендам, Гаутама увидел за пределами дома реалии, от которых защищал его отец. Принц встретил на улицах родного города больных, нищих и старых людей. Затем он наблюдал похороны, после которых увидел отшельника, остававшегося спокойным и безмятежным.

Сиддхартха познал ранее не виденные реалии жизни. После этого царевичу стало понятно, что на Земле существуют неизменные вещи – старость, бедность, болезни и смерть. Но его не оставляла мысль о безмятежности встреченного монаха. Она привела Готаму к выводу, что можно избавиться от мучений, если идти по пути просветления.

Сиддхартха долгое время странствовал и осваивал новые техники для саморазвития. Он соблюдал строгую аскезу, проходил обучение у наставников по йоге, медитации. В своих экспериментах по самопознанию царевич использовал техники умерщвления плоти, из-за которых был на грани гибели. После этого он изменил отношение к своему пути. Сиддхартхе стало ясно, что строгие ограничения только изнуряют тело и мешают развитию духа.

При сообщении Буддой Гаутамой нового знания соратники по аскезе покинули его, считая, что он дал слабину и оставил свой путь к нирване. Царевич стал снова странствовать в одиночестве. Однажды в изнурении он оказался возле г. Гая региона Мадагха, где увидел дерево Бодхи. Он сел медитировать под его крону, дав обет, что не встанет, пока не испытает просветления. 

Сиддхуртху искушали демоны и приспешники злых духов, но царевич был непоколебим. Через 49 дней с начала медитации Готама Будда достиг своей цели, а затем еще несколько суток размышлял о будущих деяниях. После этого Сиддхартха отправился в мир, проповедуя новое знание о Дхарме, нирване и сансаре.

Следует упомянуть, что Будда предупредил учеников о своей предстоящей смерти. Он попросил их задать любые интересующие вопросы. Но ни один из последователей не нашел в себе сомнений или непонимания. Более подробную информацию можно найти в книгах соответствующей тематики, которые продаются в магазине «Ашанти».

budda-shakyamunima.jpg

Основные понятия и идеи буддизма

Буддизм – древнее философское учение, построенное на отсутствии расового разделения. Его основатель Сиддхартха Гаутама не хотел делать из своих достижений культа и не требовал поклонения. Но в итоге учение стали называть мировой религией благодаря его широкому распространению и своеобразному пониманию каждым адептом.

Буддизм считают мировой религией, популярной благодаря своей многогранности. В его основе лежит принятие всех людей с их хорошими и плохими мыслями, отрицаниями:

  • атеизм – отсутствие веры в высшие силы и божества;

  • агностицизм – истина о невозможности познать весь мир;

  • скептицизм – сомнение в существовании Дхармы.

Главная цель буддизма – вступление (в том числе – наставление других) на кратчайший путь, ведущий к нирване. Она является высшей точкой пробуждения и осознания своей души. Согласно легендам, просветления достигают те, кто прошел через самоотречение и отказ от внешнего комфорта. Путь аскезы считают наиболее подходящим для достижения просветления. Важно пройти его с опытным наставником, помогающим придерживаться золотой середины, а не крайностей. 

Благодаря долгим и глубоким размышлениям в медитативном состоянии Сиддхартха смог прийти к самосознанию. Гаутама Будда определил для себя, что люди зависят от мнения других и очень привязаны к благам этого мира. От этого и появляются страдания, ведь из-за таких размышлений дух человека деградирует и теряет свою уникальность. 

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

Одним из основных учений буддизма считают «Четыре благородные истины», которые были составлены Гаутамой Буддой. Эти принципы житпришли к нему во время просветления. Будда сообщил своим последователям, что они сложны для восприятия, так как доступны только мудрецу. 

Сиддхартха считал, что большинство людей околдованы страстями и желаниями. Поэтому они не смогут осознать условность существующих в мире вещей. По словам разных монахов, Готама считал, что есть люди, способные прийти к самосознанию, так как они еще не погрузились в жажду жизни. Краткая формулировка четырех истин, на которых основан буддизм:

Существует понятие дукхи, включающее негативные переживания (злость, страх, страдания), которые влияют на каждого человека. Они связаны не только с несчастьями или болезнями, но и с радостными событиями (рождение ребенка, погоня за счастьем, стремление к богатству). Но Сиддхартха пришел к мысли, что нет возможности избежать старения, болезни, смерти. Это приводит к выводу, что потеря любимых и близких людей, здоровья, богатства неизбежна.

Дукхи имеют причины, способствующие возникновению зависимости. Ее основой служит невежество, ведущее к желанию иметь все мирские и духовные богатства. Согласно мнению Сиддхартхи, люди стремятся обладать властью над всеми органами чувств. Это становится основой для привязанности к собственному телу и материальным вещам. Также человек стремится к бессмертию, но в нем неискоренимо самоуничтожение. В буддизме люди подобны огню – в своем желании стать значительнее, они сами себя поглощают и в итоге становятся пеплом. 

От любых негативных переживаний и причин их появления можно избавиться. Сущность буддизма подразумевает, что важно отказаться от страстей и жажды всех проявлений физической жизни. Это значит, что необходимо отказаться от бездумных помыслов и сосредоточиться на добродетели. Важно осознать, что все желания непостоянны, поэтому они принесут только временное удовлетворение. 

Освобождение от страстей помогает достичь нирваны. Если человек погасит огонь своих желаний, то он сможет остановить колесо сансары. Это приводит к остановке цикла перерождений, а значит, и избеганию страданий – болезней, старения, смерти. В этом случае дух человека приходит к умиротворенности, безмятежности и не испытывает страданий. 

Будда Шакьямуни считал, что нужно держаться срединного пути, то есть отыскать золотую середину между роскошью и аскезой. Благодаря такому мышлению Сиддхартха сумел достичь просветления. Этот способ достижения нирваны и стал четвертой истиной, высказанной Буддой.

chetyre-istiny-buddizma.jpg

В буддизме выделяют три драгоценности

Все буддистские направления объединяют Три Драгоценности, представляющие их основы. В некоторых учениях говорится о том, что они являются более уникальными, чем другие богатства всех миров. В этих трех ценностях адепты во время медитации или молитвы находят убежище от мирских страстей. Основы буддизма:

  • Дхарма – истина, лежащая у корней учения;

  • Будда – достигший пробуждения создатель или последователь знания;

  • Сангха – буддийская община, живущая по законам учения.

Шакьямуни считал, что есть вероятность возрождения человека в любом теле. Благодаря кармическому закону душа может пройти колесо сансары и появиться на Земле среди плохих людей или получить более низкий статус. Также человек, в тело которого вселяется дух, может обладать несчастной судьбой. 

Начинающие и опытные буддисты верят, что для достижения драгоценностей и последующего пробуждения нужно бороться с невежеством. Оно вызывает страсти, желания и неспособность принять истину. Избавление от этих качеств помогает достижения нирваны.

Кратко о философии буддизма

На основе определения википедии, буддизм не является полноценной религией, а больше относится к философии, так как не ставит в центре учения создателя мира (Бога). Он помогает человеку встать на путь самосознания и развития. В буддизме нет идеи о вечности души, которая искупает свои грехи. Общие истины учения Сиддхартхи:

  1. Жизнь – это страдание. Все составные вещи временны. После того, как возникают, рано или поздно они уничтожаются. Любое существование в буддизме символизируют огнем, который сам себя поглощает.

  2. Страдания появляются из-за страстей. Люди сильно привязаны к материальным вещам, поэтому жаждет жизни во всех ее проявлениях. Страдания соразмерны желаниям.

  3. Спасение от мучений возможно через отказ от страстей и жажды. В нирване человек достигает блаженства, освобождающего от мирских желаний и колеса сансары.

  4. Для спасения от страстей прибегают к восьмеричному пути. Именно такой способ избавления от страданий считают золотой серединой, так как он позволяет избежать крайностей. 

Буддизм проповедует истину о том, что каждое деяние человека к нему вернется. Все поступки находят свой отклик и оставляют отпечаток на карме. Идеи буддизма говорят, что для спасения души нужно следовать Восьмеричному пути. Он включает в себя правильное понимание вещей и следование канонам. Восьмеричный путь рассказывает о этапах постижения истины:

  • осознать наполненность мира страданиями;

  • ограничить страсти и желания, основанные на эгоизме;

  • следить за речью – она не должна нести зла и соответствовать канонам буддизма;

  • совершать добродетельные деяния и избегать плохих поступков;

  • вести правильную жизнь без вреда окружающему миру;

  • прикладывать усилия – настроиться на добро, избавиться от гнева, алчности, гордыни;

  • развивать верное памятование – уйти от мирских страстей, желаний и мыслей, несущих зло;

  • тренировать сосредоточенность и заниматься медитацией до ощущения полнейшего спокойствия.

Первые два этапа пути предполагают приход к мудрости и называют «праджня». Следующие три ступени – «шила» – правила поведения для выработки подходящей для просветления нравственности. Шестой, седьмой и восьмой этап пути воплощают «самадху» - дисциплину помыслов и ума.

filosofiya-buddizma11.jpg

Направления буддизма

Первые последователи Будды объединились в сангху (общину) и странствовали 8 месяцев в году, проповедуя Дхарму. Во время сезона дождей они собирались в монастырях, продолжая рассказывать о новом знании всем желающим. Буддисты отказывались от своих денег и собственности, брили голову налысо и одевались в простые одежды (обычно – желтых цветов). 

Они придавали большое значение аскезе и согласны были жить даже в пещерах. На месте их захоронений помещали ступы – полусферические монолитные сооружения. Иногда они имели внутреннее помещение, входы в которые замуровывали.

После ухода Шакьямуни из земного тела его последователи канонизировали буддистские положения. Но большая часть учения и жизнеописания Будды была записана через 3-4 столетия после его смерти. В результате постепенно образовалось несколько школ, описывающих пути к пробуждению.

Основные направления буддизма


Название

Описание

Махаяна

Учение говорит, что любой человек может прийти к просветлению и спасению духа. В нем сказано о тройственной природе Будды – реальная, нематериальная и великие качества.

Первое воплощение является той частью, которая участвует в перерождениях (сансара). Второе представляет собой возвышенные или божественные формы, а третье – набор черт, делающих Будду великим.

Благодаря этому учению появился пантеон бодхисаттв, помогающих людям на пути к пробуждению. В основе махаяны лежит знание, что поддержка ближнего помогает достичь нирваны.

Тхеравада

Для достижения просветления последователи этого учения строго соблюдают каноны буддизма. Основной смысл тхеравады – саморазвитие. Человек должен придерживаться аскезы и самостоятельно стремиться к просветлению.

Ваджраяна

Это направление учит техникам медитации и контролю сознания с помощью гуру, дакини, йидам. Первый термин обозначает наставника, передающего свое мастерство последователю.

Дакини – это женщины или энергетические формы, которые владеют таинством различных буддистских практик. Характеристика Йидам представляет описание живого божества или высшего существа, выбранного учеником для помощи в достижении нирваны.

Ламаизм

Это учение практикуют тибетские монахи. Оно названо в честь основателя Далай-ламы. Учение объединяет каноны Ваджраяны, Тхеравады и Махаяны. Основное его отличие от других направлений заключается в способе передачи власти. Ламаисты считают, что личность правителя может получить свой титул снова после перерождения.

Хинаяна

Идеальным образом учения считают монаха – единственного, кто способен выйти из колеса сансары. В хинаяне нет бодхисаттв, божеств и других высших созданий, помогающих человеку достичь просветления.

Учение говорит о том, что каждый должен самостоятельно идти к нирване, придерживаясь аскетичного или простого образа жизни. В некоторых источниках есть информация о существовании многих мест, где люди блаженствуют (Рай) или подвергаются мучениям (Ад). 


Основой философии буддизма, если говорить кратко, является знание о том, что мир наполнен страстями, зависимостями и страданиями. Для достижения блаженства человек стремится к спасению от них, чтобы прийти к пробуждению. Освободившись от мирских желаний, можно достичь спокойствия и безмятежности.

Особенность буддизма в том, что он стал философским учением, популярным во всем мире. Его причисление к классу религий ошибочно, так как в нем нет общепризнанных догм о божественном происхождении мира. В центре буддизма нет всепрощающего и всемогущего существа свыше. Божества здесь воспринимаются иначе, чем в других вероучениях. 

Цель буддизма состоит в просветлении, достижении спокойствия и безмятежности. Его сходство с всемирными религиями заключается в отказе от страстей, негативных мыслей и совершении хороших поступков. Такой путь ведет к добродетели, постижению высшей истины и окончательном избавлении души от любых мучений.

Будда запрещал создание скульптур в свою честь. Но после его смерти учение постепенно набрало популярность, поэтому статуи и храмы для поклонения стали возводить повсеместно. Одна из известнейших скульптур отлита из бронзы и установлена на острове Лантау (Гонконг). Ее высота 34 м, а вес – 250 т.

Видео: Буддизм - краткая суть


Также будет интересно


В статье использовались следующие категории

Статьи