Магазин индийских товаров

14.02.2023 15:38:00

Восьмеричный путь

Содержание:

  1. Четыре благородные Истины Буддизма
  2. Восьмеричный путь Будды

Восьмеричный путь является одной из основных доктрин буддизма. Если говорить кратко, то она предполагает способ освобождения от страданий и колеса перерождений, ограниченного кармой (колесом сансары). Восьмеричный благородный путь считают правильным, так как он является оптимальным способом достичь просветления, не погружаясь в крайности – удовольствия или самоистязания.

vosmerichniy-put-v-buddizme.jpg

Четыре благородные Истины Буддизма

chetyre-blagorodnye-istiny-buddizma.jpg

Будда считал, что все услышанное стоит перепроверять на личном опыте с помощью практики и анализа. Так человек сталкивается не только с радостными, но и с печальными событиями, приносящими страдания (дуккхи). Учение о четырех благородных истинах является принципом саморазвития, сформулированным Гаутамой Буддой. Он постиг его понимания с помощью медитативных состояний. Теория 4 благородных истин касается объяснения природы и переживания негативных эмоций.

Дуккха

dukkkha.jpg

Первый постулат драгоценного знания буддистов заключается в концепции существования дуккхи, означающей в переводе с санскрита «мучение», «неудовлетворенность», «расстройство» или «беспокойство». Одна из сутр (дхармачакра правартана) содержит мнение, что человек страдает, появляясь на свет, и уходит из физического мира в увядании и печали. В течение жизни все людские негативные эмоции можно разделить на 3 уровня:

  1. Дуккха-дуккхам (с диалекта пали – страдание страдания). Представляет собой наиболее простую степень негативных переживаний. Они рождаются при появлении на свет, дискомфортных условиях или тяжелых потерях, а также в болезнях, старости, смерти.

  2. Випаринама-дуккха (с языка пали – страдание из-за переменчивости бытия). Такие негативные переживания вызваны непостоянством радостных моментов в жизни и их быстротечностью. К ним относят не только счастье в физическом мире, но и возвышенные эмоции во время духовных практик. Такие положительные эмоции человек обычно испытывает в кратчайшие сроки.

  3. Санскара-дуккхам (с диалекта пали – страдание от неудовлетворенности). Представляет собой переживания из-за обусловленности бытия. Человек не получает не то, чего бы хотел, поэтому испытывает отрицательные эмоции.

Постулаты буддизма утверждают, что жизнь есть страдание, так как люди не могут существовать вечно, избегать старости, забирать в иной мир свои физические блага. Человек также не обходится без негативных переживаний и не находится с близкими неразлучно. 

Неудовлетворенность собой, окружающим миром или дискомфорт тоже обязательно присутствует в существовании. На основании размышлений, наблюдений и личного опыта буддисты выделили 4 основных потока негативного опыта всех живых созданий:

  • рождение;

  • болезнь;

  • старость;

  • смерть.

Буддисты относят мирское удовольствие к одному из видов страданий, так как рано или поздно происходит расставание с ним. Разлука с тем, что нравится, неизбежно приводит к негативным переживаниям. Согласно восточным учениям, приятные эмоции непостоянны и всегда заканчиваются. В результате они сменяются негативными переживаниями. 

Слово «дукха» обозначает в буддизме различные страдания и их совокупность в жизни человека. В это понятие входят болезненные страсти и дискомфорт, доставляемый ими. Благородная правда буддизма относит дуккху к личному опыту всех живых созданий. Она не утверждает, что мир полностью пропитан страданиями, а приводит к мысли, что человек просто не может избежать негативных переживаний.

Дуккха самудая

dukkkha-samudaya.jpg

Второй постулат провозгласил о происхождении неудовлетворенности, беспокойства и других отрицательных эмоций (санскр. «самудая» – «появление»). Согласно этой истине, причиной мук и страданий является ненасытное устремление, желание, страсть или влечение. Все эти жажды основаны на ложном представлении человека о константности собственного «Я» в реальном и духовном мире.

Причиной появления дуккхи благородные истины буддизма считают привязанность к физическому телу, приятным ощущениям или негативным эмоциям. Такие влечения и устремления основаны на омрачающих жизнь факторах и незнании (авидье) живого создания о природе реального мира. Тибетские буддисты считают неведение, непонимание, неосознанность главной причиной негативных переживаний. Побочными факторами являются карма и страсти, вызванные вещественными привязанностями.

Бесконечное стремление получить желаемое ведет к разочарованности, ведь большинство из осознанных потребностей не осуществляются полностью. Отрицательные размышления и действия, направленные на достижение страстей, приводят к формированию кармы. Она состоит из результатов мыслей, деяний человека, а также – из стремлений живого существа к позитивным или негативным факторам. 

Благодаря определенному мировоззрению, деяниям и мыслям формируется карма. На ней основано колесо сансары, в котором бесконечно вращаются живые существа. Причина непрерывного круговорота заключается в неумении подчинить жажду, страсти. С количеством желаний растет и уровень страданий. Согласно классификации Лысенко, жажды делят на три основных типа:

  • чувственные радости;

  • стремление к существованию;

  • неосознанное желание саморазрушения.

Остальные эксперты понимают под жаждой стремление к сладострастию, неприязни и зависти, неведению истинных целей и ценностей. Основным результатом страстей считают склонность к физическим вещам или мирским состояниям, основанным на самолюбии и собственническом чувстве. 

Любую привязанность истины Будды объясняют незнанием собственной природы и созданием ложных постулатов о своей личности. Их человек и принимает за константу, невзирая на переменчивость всего сущего. Такая привязанность становится основной причиной нахождения в колесе сансары. 

В основе негативной кармы часто лежит злость, зависть, ненависть. Такие переживания относят к страданиям, основанным на неведении реального вида, природы вещей и живых созданий. Буддисты считают это следствием ошибочного представления о реальности и результатом принятия знания, противоположного истинному.

Дуккха ниродха

dukkkha-nirodkha.jpg

Третья истина основана на устремлениях к купированию страданий. Название «ниродха» переводится с диалекта пали как «подавление», «прекращение». Этот принцип буддизма говорит о возможности спастись от негативных переживаний. Истина рассказывает о том, что устранение страданий не только достижимо, но и необходимо.

Буддийские учения и тексты считают, что избавление от страстей и желаний возможно благодаря приходу к нирване. Получение просвещения несет полное отчуждение мирских переживаний и отказ от страстей. Достижение этого состояния возможно благодаря устранению негативных мыслей и привязанностей.

Часть последователей Будды понимало третью благородную истину неправильно. Они стремились к полному отказу от всех страстей, поэтому практиковали самоистязание. Монахи ограничивали все свои физические потребности и желания. Такое поведение последователи Будды считают ошибочным.

Сиддхартха Гаутама обладал определенными физическими потребностями, поэтому предостерегал от неверного толкования его учения. Простейшие нужды в еде, пище, тепле и постижении истин должны адекватно удовлетворяться. Важно не бросаться в крайности, а следовать срединному пути. 

В теоретической части учения Будды о спасении от страстей важным аспектом считают разделение желаний. Человек должен понимать, какие из них верные или неправильные. Для достижения просветления и выхода из колеса сансары лучше не поддаваться негативным переживаниям, а настраивать себя на положительные эмоции. Буддисты считают, что стоит развивать в себе добродушие, милосердие, сострадание. 

Дуккха ниродха гамини патипада марга

dukkkha-nirodkha-gamini-patipada-marga.jpg

Четвертая истина предполагает рассказ о дороге к полному прекращению страданий. С языка пали «гамини» переводится как «ведущий к…», а «патипада» – «практика». Слово «марга» на санскрите обозначает «путь». Четвертая истина говорит о существовании восьми ступеней по дороге к просветлению и избавлению от мучений.

Постулат о благородном восьмеричном пути представляет концепцию нахождения середины между душой и телом, тонким и физическим миром, аскезой и удовольствиями. Она говорит о том, что не стоит бросаться в крайности. Необходимо следовать срединному пути, чтобы избавиться от дуккхи.

Священные тексты гласят, что отречение от мира включает отказ от влечения к вещам, которое основано только на человеческих страстях. Следует также обходиться без чувственных удовольствий. Они сопровождают только людей, которые следуют недостойному пути, основанному на похоти.

Самоистязания также мешают достижению просветления, так как приводят к бесплодным мучениям. Для прихода к нирване была сформулирована доктрина восьмеричного пути буддизма. Она включает истинную мудрость, нравственность и душевную дисциплинированность. 

Если концепция Будды, основанная на четырех благородных истинах, становится основой мировоззрения человека, то он освобождается от эгоизма. Последователи Гаутамы начинают видеть мир таким, каков он есть. Путь Будды приводит к избавлению от отрицательных эмоций за счет приобретения безмятежности.

Восьмеричный путь Будды

vosmerichniy-put-buddy.jpg

Благородные истины ведут к пробуждению на основе дороги Будды. Она состояла из восьми ступеней, помогающих достичь полного ухода от колеса сансары. Каждая из частей восьмеричного пути носит определенное название. Оно начинается со слова «самьяк», что в переводе с диалекта пали обозначает «правильный», «совершенный».

Самьяк дришти (правильное мировоззрение)

pravilnoe-mirovozzrenie.jpg

С санскрита «дришти» переводят как «видение», «мудрость», «взгляд». Этот этап восьмеричного пути обозначает позитивное мировоззрение, возникающее из-за переживания определенных эмоций. Некоторые люди приходят к первой ступени просветления благодаря серьезным негативным происшествиям – утраты близкого, трагедии или несчастья. 

После сильных потрясений жизнь человека рушится, а он задается вопросами о смысле бытия. Это приводит к более глубокому осознанию и пониманию жизни. Правильное мировоззрение также иногда возникает вследствие мистических происшествий и связанных с ними переживаний.

Некоторые люди приходят к самьяк дришти посредством регулярных медитаций. Если человек постоянно старается успокоить и обуздать свой разум, то он получает чистое сознание с минимумом лишних мыслей. Но иногда люди приходят к первой ступени восьмеричного пути благодаря насыщенному жизненному опыту.

Учение о четырех благородных истинах Будды говорит о правильном мировоззрении, представляющем собой умение видеть природу сущего. В этом случае человек ощущает собственное состояние в конкретный момент времени. Он видит свои привязанности к вещам и бытию, влечения и страсти, из-за которых возникают страдания.

Видение потенциально возможного состояния также помогает перейти на первую ступень в пути к просветлению. В этом помогает осознание будущего достижения пробуждения, отказа от мучений любого порядка. На первом этапе восьмеричного пути человек видит свой путь к следующим ступеням и чистую нирвану, в которой саморазвитие и самосовершенствование являются ключевыми параметрами.

Самьяк санкальпа (правильные стремления)

pravilnye-stremleniya.jpg

Буддисты после достижения первого шага пути Будды обычно способны читать лекции, проводить занятия для других людей и описывать теорию в книгах, статьях. Но они часто не имеют возможности облечь теоретические умения в реальность. Большинство духовных практиков натыкаются на различные препятствия, так как осознают второй шаг пути Гаутамы только на уровне разума.

Слово «санкальпа» с санскрита переводят как «решимость, «стремление», «намерение». Если человек понимает истину только рассудком, то такое знание является теоретическим. Важно ощущать его не только разумом, но и сердцем. Пока в постижении новых этапов не участвуют эмоции и чувства, духовная жизнь будет отсутствовать. Если разум не привлекает к своей работе тонкие материи, то достижение нирваны невозможно.

Самьяк санкальпа подразумевает кардинальное изменение природы чувств. Это обозначает осознание необходимости в преодолении негативных эмоций и культивировании позитивных переживаний. На втором этапе восьмеричного пути стоит отказаться от вожделения, злобы, гнева и жестокости в пользу любви, сопереживания, спокойствия и преданности.

Большинство положительных качеств и эмоций затрагивает не одного, а несколько человек. Они возникают в процессе межличностных отношений. Человек, стремящийся к саморазвитию и отказу от мирских или духовных мучений, культивирует в себе правильные устремления и черты характера. Это позволяет избавиться от отрицательных эмоций и привить себе положительные качества.

Самьяк вача (правильная речь)

Благородный восьмеричный путь Будды подразумевает определенные аспекты общения. В личных взаимоотношениях духовных практиков преобладают дружелюбность, искренность, плодотворность, приводящие к гармонии. Согласно Махасатипаттхана сутре, важно также уметь приходить к компромиссу и согласию с собеседником.

Правильная речь по Махасатипаттхана сутре

Позиция

Описание

Отказ от лжи, обмана

Концепция благородных истин буддизма включает умение говорить правду и придерживаться ее в любом жизненном случае. Нужно не обманывать других, не предавать, стараться быть надежным человеком по отношению к близким и посторонним людям.

Воздержание от негативно окрашенной речи

Этот принцип гласит, что человеку стоит отказаться от слов и разговоров, сеющих раздоры. Важно уметь воздерживаться от высказываний, способных поссорить между собой близких и чужих людей. Конфликты из-за неправильных речей будут только усугублять страдания. 

Отказ от грубости

Эта позиция включает умение говорить мягко, тактично, вежливо. Грубые слова должны отсутствовать в лексиконе человека. Речь истинного последователя Будды направлена на проникновение в сердце, душу. Она должна вызывать только положительный отклик у всех собеседников.

Воздержание от пустых слов

Буддийское учение считает, что нужно выражать свои мысли достойно и своевременно. Разговор только для поддержания беседы считают пустословием. По мнению буддистов, человеческая речь должна быть подкреплена здравым смыслом. Любые слова направляются на закрепление позитивных эмоций и удержание или устранение негативных переживаний.


Обычный человек иногда использует преувеличения, приукрашивания или откровенную ложь. Дело в том, что эти приемы в общении не отображают истинную сущность людей. Человек, использующий приемы преувеличения в социальных связях, обычно испытывает путаницу в разуме. Это часто приводит к хаосу и неосознанности в проявлении чувств и действиях. Самьяк вача из пути Будды приводит к:

  • согласию между внутренним и окружающим миром;

  • единению души и тела;

  • гармонии между физическим и тонким миром;

  • развитию самоопределения, умения преодолевать негативные переживания;

  • осознанию взаимосвязи между жизнями и нуждами разных живых существ.

Многие люди доподлинно не понимают истин, которые озвучивают вслух. Во избежание лжи себе или своему окружению лучше очистить сознание и прояснить свои мысли. Перед началом разговора стоит понять побуждения и мотивы собственных поступков. Иначе речь не сможет выразить то, что человек представляет собой в реальности на физическом и духовном уровне.

Важно в разговоре с собеседником не принижать его, а поднимать на более высокий уровень бытия. В таком случае полезность общения возрастет многократно. Последователь буддистского восьмеричного пути старается видеть положительную, светлую сторону любого собеседника или вещи. Заострение внимания на минусах окружающего мира приводит к откату на более ранний уровень пути Будды.

Самьяк карманте (правильные деяния)

pravilnye-deyaniya.jpg

Буддистская философия разделяется на множество разных школ. Но традиции каждой из них содержат знания о том, что действие определено состоянием разума в конкретный момент. Наиболее правильным для четвертого этапа дороги Будды считают поведение, основанное на нравственности. 

Человек, стремящийся к постижению просветления, действует из лучших побуждений всегда. Он старается проникать в суть вещей, действий и своих или чужих душевных порывов. Наиболее устойчивой основой этого этапа буддистского пути является самоотверженность, любовь, сострадание и сопереживание. 

Если действие осуществляется правильно (согласно учению), то человек ощущает его в качестве целостного поступка. В этом случае участие души и тела будет полноценным, равнозначным. Когда человек погружен в свою деятельность, он отдает ей максимум энергии, интереса, усилия. Так рождается чувство удовлетворенности своими деяниями.

Самьяк адшива (правильный образ жизни)

pravilniy-obraz-zhizni.jpg

Этот этап восьмеричного пути, описанного в четырех благородных истинах, обычно подразумевает получение определенного жизненного опыта. Святые тексты также часто содержат знания о методах заработка, не вредящих другим живым существам. Для поддержания правильного образа жизни самьяк адшива советует воздерживаться от определенных деяний:

  • распоряжение судьбой живых существ, включая проституцию или работорговлю;

  • создание орудий, способствующих убийству;

  • участие в агрессивных действиях;

  • работа на предприятиях, способствующих убийству живых существ;

  • производство и торговля одурманивающими, вредными веществами (табак, алкоголь или иные химические соединения);

  • любая другая обманная деятельность.

Также стоит понимать, что свободное время духовные практики уделяют самосовершенствованию и медитациям или иным способам достичь нирваны. Люди, стремящиеся к просветлению, также часто отказываются от любого рода излишеств. Бесконечные самоистязания или удовольствия, по мнению Будды, способствуют возникновению страстей и последующих мук различного характера.

Самьяк вьяяма (правильные усилия)

Слово «вьяяма» с санскрита переводится «физические упражнения», а с хинди – «разрабатывать». В традиционном представлении буддизма этот этап является воплощением правильных усилий, действий. Самьяк вьяяма включает стремление к оптимальной сосредоточенности собственных сил. Также этот этап помогает пробудить в себе:

  • самосознание;

  • концентрацию;

  • усилия;

  • спокойствие;

  • счастье и радость;

  • умиротворенность.

В буддизме восьмеричную дорогу описывают как путь из правильных усилий в достижении истины. Они способствуют нахождению различий между дхармами – правилами, религиями, канонами или иными знаниями. На этом этапе восьмеричного пути важно избегать сомнений, негативных эмоций и неопределенных состояний разума.

Правильные усилия помогают достичь усердия и трудолюбия. Самьяк вьяяма позволяет избавиться от негативных переживаний и состояний за счет их пересмотра. Ведь любое правильное усилие основано на стараниях, обязательно направленных в положительное русло. Верные стремления также порождают желание развиваться и поддерживать благие начинания.

Самьяк смрити (правильное осознание)

Слово «смрити» в названии седьмой ступени благородного пути с санскрита переводится как фраза «то, что помнится». Она включает в себя верное памятование и понимание своего тела, разума, ощущений, ментальных вещей для достижения непрерывного осознания. Для этого применяют особые методы:

  • шамахту – купирование отрицательных эмоций за счет успокоения разума;

  • випашьяну – закрепление положительных чувств, ощущений и устранение негативных состояний.

Четыре истины буддистов подразумевают, что практика правильного памятования заключается в созерцании. Сиддхартха Гаутама не старался подавить в себе ощущения и образы, а стремился к простому наблюдению за их возникновением и кооперированием в случайные причудливые узоры.

В результате своих медитаций Будда смог осознать себя в качестве постоянно меняющегося скопления взаимозависимых состояний, имеющих физическую и психологическую природу. Гаутаме удалось также узнать о причинах таких проявлений. Физические состояния вызваны воздействием эгоистичных желаний, которые являются поверхностным представлением о своем «я». 

После внимательного наблюдения за собой Будда высказал 4 благородные истины. Он сделал вывод, что эго и его проявления являются результатом действия кармы – движения энергетических потоков прошлого. Созерцая их, Гаутама понял, что каждая новая линия появляется из предыдущей. Этот процесс бесконечен. В результате правильного памятования Будда осознал, что страдания – это следствие желаний человека. Его можно устранить с помощью отказа от иллюзий, вызванных собственным эго. 

Самьяк самадхи (правильный ум)

Слово «самадхи» переводится с санскрита как «объединение», «целостность», «совершенство», «завершение». Обычно самьяк самадхи обозначает правильность ума, сосредоточенность. Его достигают с помощью глубоких медитативных состояний (дхьяна). Они помогают прийти к концентрации и предельному уровню созерцания.

После очищения разума человек может сосредоточиться на достижении желаемого. Благодаря дхьяне сознание фокусируется на определенном объекте или ощущении. Так разум начинает видеть окружающие вещи и предметы не в привычном, а в реальном свете. Это состояние приводит к успокоению рассудка и гармонии с миром, собой. Если человек освобождается от прошлых обид и будущих негативных мыслей, это позволяет прийти к просветлению.

Благородный путь Будды включает несколько ступеней, к которым можно прийти только постепенно. Обычно в этом помогают медитации. Для достижения правильного состояния часто используют органические успокаивающие средства, основанные на натуральных компонентах. Их можно приобрести в интернет-магазине «Ашанти», где представлен широкий ассортимент подходящих товаров.

Для медитаций прекрасно подойдут Пало Санто палочки (бруски для воскуривания), обладающие уникальным свойством поддерживать позитивную энергетику. Они сделаны из священного дерева Bursera graveolens из Южной Америки. 

Пало Санто палочки (Palo Santo sticks) Spirit Rituals | Спирит Ритуалс 1шт

Пало Санто палочки (Palo Santo sticks) Spirit Rituals | Спирит Ритуалс 1шт



Артикул: 007229
Производитель: Spirit Rituals
Страна: Перу
269 руб.
В наличииКупить
Благовоние Пало Санто (Palo Santo incense sticks) Satya | Сатья 15г

Благовоние Пало Санто (Palo Santo incense sticks) Satya | Сатья 15г



Артикул: 949544
Производитель: Satya
Страна: Индия
129 руб.
Нет в наличииУведомить о поступлении
Благовония Пало Санто (Palo Santo incense sticks) Goloka Palo Santo | Голока 15г

Благовония Пало Санто (Palo Santo incense sticks) Goloka Palo Santo | Голока 15г



Артикул: 823953
Производитель: Goloka
Страна: Индия
125 руб.
В наличииКупить

Это растение племена Перу использовали для очищения ритуальных мест и подготовки к духовным практикам. Воскуривание его древесных брусков способствует:

  • достижению спокойствия;

  • приданию энергии и сил в трудных ситуациях;

  • избавлению от депрессивных состояний;

  • укреплению энергетической защиты организма;

  • купированию головных болей и спазмов;

  • укреплению удачливости в серьезных делах.

Дерево Bursera graveolens применяют только после естественной гибели. Это растение наделяют сверхъестественными способностями, помогающими в решении многих повседневных проблем. Основной функцией Bursera graveolens считают ментальное очищение. 

Обычно бруски дерева используют при путешествиях, переездах и для ароматизации помещений, мебели. Воскуривание Bursera graveolens также помогает очистить ауру человека и энергетику конкретных объектов, вещей. Оно является незаменимым средством при подготовке к эзотерическим, духовным практикам, а также для расслабления, повышения сосредоточенности.

Восьмеричный благородный путь Будды основан на четвертой благородной истине. Она говорит о том, как можно достичь просветления и выйти из бесконечного круга страданий. Буддисты считают, что это реально, если следовать восьми шагам Сиддхартхи Гаутамы. В результате человек может избавиться от кармических потоков и выйти из колеса сансары, чтобы достичь высшего состояния души.

Также будет интересно


В статье использовались следующие категории

Статьи