Магазин индийских товаров

29.10.2023 14:34:00

Дзен буддизм

Содержание:

  1. Основные идеи и принципы дзен буддизма
  2. Философия дзен буддизма
  3. Дзен буддизм в Японии
  4. История дзен буддизма

В мире существует множество вероисповеданий, часть которых делится на различные школы, направления. Одной из популярнейших религий является буддизм. Он имеет несколько ответвлений, среди которых большое распространение получило учение дзен (чань). Многие последователи этого направления считают его философией японского буддизма, пришедшей из Китая.

Основные идеи и принципы дзен буддизма

osnovnye-idei-i-printsipy-dzen-buddizma.jpg

Чань считает многие принципы других направлений иллюзорными или неверными. Учение дзена в религии утверждает, что концепция нирваны четко не пояснена. Шакьямуни не давал точного понятия этому состоянию, а просто говорил, если его достичь не удалось. Дзен основан на более практичном подходе, уделяющем особо внимание конкретике. 

Идеи дзен-буддизма

Чань-буддизм является одной из старейших культовых систем. Его также называют направлением мистического созерцания. Дзен практикует более 3 миллионов буддистов по всему миру. Основные идеи чань-буддизма учат тому, что:

  1. Нельзя научиться дзену. Наставники могут только сориентировать последователей и подсказать направление для начала пути. Он помогает достичь нирваны и осознать себя.

  2. Нет единого пути. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями. Он имеет определенный опыт, окружающую среду, собственные понятия о жизни и моральные ценности. Каждая душа должна найти свой путь, а не следовать единому алгоритму для осознания собственного «я».

  3. Образы и слова человека не имеют значения. С помощью разговоров и мыслей буддист не сможет прийти к прозрению или просветлению.

Особенностями духовных практик дзен-буддизма считают концентрацию на определенном объекте. Для этого можно использовать физический предмет или конкретную мысль. Благодаря такому способу концентрации внимания достигается просветление сознания. Сосредоточенность на конкретном утверждении дает возможность понять свое внутреннее «я», так как одной из истин чань-буддизма является утверждение: «Человек становится тем, о чем он думает».

Аспекты дзен-буддизма

Некоторые люди страдают ипохондрией, которая проявляется в сильных переживаниях относительно собственного самочувствия. В результате человек начинает считать, что болен опасным или неизлечимым недугом даже в отсутствие выраженных симптомов. Это нервное расстройство может довести до серьезного нарушения психического или физического здоровья.

Дзен-буддизм и его духовные практики основаны на схожих принципах. Человек создает внутри и вокруг себя атмосферу, которая способствует его развитию. Она влияет также и на формирование интеллекта, физических способностей, духовности. Чань-буддизм делят на четыре основных особенности:

  1. Прямая передача знаний. Она осуществляется на духовном уровне – от сердца к сердцу. Наставник дает ученику свой опыт и получает часть его знаний для достижения более высокого уровня развития.

  2. Сохранение сомнения в авторитете священных текстов. Чань-буддизм считает, что некоторые писания могли создаваться на основе субъективного мнения и неподтвержденных фактов. Дзен признает, что практика и личный опыт важнее.

  3. Использование несимволических способов для передачи информации. Приверженцы дзена могут озвучивать основы, принципы учения не обычными словами или действиями, а другими способами. Непосвященные люди часто не понимают таких методов.

  4. Обретение собственного «я». Большинство буддистов приходит к нирване благодаря осознанию мира, природы, отказа от негативных качеств и умения следовать срединному пути. Приверженцы дзена способны достичь состояния прозрения с помощью осознания собственного «я».

В дзен-буддизме есть поговорка: «Встретил Будду – убей Будду,» – которая вырвана из контекста и не склоняет к насилию. Она является примером для последователей фальсифицированных школ и говорит о том, что доверять словам даже самого убедительного наставника не стоит.

Принципы дзен-буддизма

В основе дзен лежит утверждение о том, что прозрение сознания происходит только во время искреннего диалога с самим собой. В этом случае человек заглядывает в свою душу, сердце, разум в поисках смысла жизни. В результате находятся внутренние вопросы и ответы на них. Основные принципы дзен:

  • простота – излишества мешают развиваться, поэтому стоит максимально облегчать жизнь;

  • естественность – нужно ориентироваться только на свое мнение, а не на слова окружающих;

  • спокойствие – оно должно стать постоянным спутником жизни;

  • отсутствие спешки – чувствовать каждый момент и оставаться в нем столько времени, сколько требуется;

  • приоритеты – нужно определить первичные аспекты жизни и следовать им неукоснительно.

Дзен-буддизм говорит о том, что надо определить для себя границу, отделяющую от других людей. Их желания, надежды часто препятствуют саморазвитию и самореализации. Барьер между посторонними людьми поможет отталкиваться от собственных потребностей, чтобы найти правильный путь.

В религии чань-буддизма важно жить в соответствии со своими словами. В этом случае человек делает то, что говорит, а не пустословит. Этот принцип относится к любым сферам жизни. Важно также окружить себя людьми, которые вызывают восхищение. Они будут стимулировать развитие, а не деградацию. Принцип основан на том, что человек всегда перенимает черты тех людей, которые находятся в его окружении.

Философия дзен буддизма

filosofiya-dzen-buddizma.jpg

Философия дзен буддизма основана на мнении, что нужно ставить под сомнение каждое религиозное учение. Любые слова даже авторитетной книги или известного наставника лучше проверять на практике. Истинный чань-буддизм избегает догматизма, устоявшихся концепций. Он основан на максимально эффективных практиках и личном опыте наставников. Дзен буддизм включает несколько философских аспектов восприятия окружающей действительности:

  • быть в состоянии здесь и сейчас – сосредотачиваться на движениях, поступках в данный момент, а не беспокоиться о прошлом, будущем или фантазировать;

  • действовать – не уподобляться древним философам, которые много размышляли, но мало делали реально полезного, не быть слишком религиозным;

  • не напрягаться – воспринимать реальность как совершенство, не пытаться искать в ней выдуманные недостатки;

  • делать по велению сердца – не тратить время на долгий анализ собственных действий, а отталкиваться от душевных порывов;

  • правильно воспринимать происходящее – понимать, что все события в жизни нейтральны, и не пытаться делить их на хорошие и плохие;

  • быть открытым к новому – не стоит считать себя всезнающим или становиться догматиком, а надо стремиться познать другие истины.

Дзен-буддисты считают, что терзания и неприятности в жизни человека появляются из-за непонимания собственной природы. В этом случае сознание замутнено, а внутреннее состояние отличается беспокойством. Также неприятности вызваны сильным отвращением или ненормальной привязанностью к вещам.

Согласно философии дзен-буддизма, тело и ум неразделимы. Чем больше человек заботится о своем физическом состоянии, тем чище становится его дух. Важно уметь поддерживать правильную осанку, которая способствует нормальному функционированию внутренних органов, здоровому дыханию.

Дзен буддизм в Японии

dzen-buddizm-v-yaponii.jpg

Историки утверждают, что основные идеи дзен-буддизма появились в Японии в XIIв., когда монах основатель религии Эйсай привез его из Китая. Это учение со временем изменилось, но его основы остались такими же, как в древности. В Японии образовалось три главных школы чань-буддизма:

  1. Риндзай. Первое направление японского дзена, последователями которого были самураи. Во многом благодаря этой школе появился кодекс бусидо. В Риндзай используют коаны – краткие повествования без логической основы. Их основная задача – придать последователю дзена импульс, дающий шанс понять суть и достичь прозрения.

  2. Сото. Это направление является наиболее популярным в Японии. Его основателем выступил буддийский монах Догэн в XIII в. Изначально сото получило распространение в низших слоях населения.

  3. Обаку. Школа является наименее популярной среди японских жителей. Ее основателем считают буддистского монаха И. Лунци, сформировавшего направление в XVII в. Первые учителя школы были из Китая, но впоследствии наставниками стали японцы. Основной храм Обаку расположен в г. Удзи. Современные последователи школы все еще читают сутры на китайском языке.

Основной духовной практикой в японском дзене является сидячая медитация (дзадзен). Ее считают отличительной чертой направления Сото, но используют во всех школах дзена. Эта медитация проводится в сидячем положении, но последователи учения должны обладать хорошей гибкостью и состоянием здоровья.

Дзадзэн подразумевает позу лотоса или по-турецки. Во время этой медитации необходимо только сохранять выбранное положение и следить за дыханием. Дзадзен не требует достижения конкретной цели. Многие считают, что сидячая медитация является достаточно простой практикой, но в действительности умение поддерживать правильную осанку и дыхание можно вырабатывать годами.

История дзен буддизма

istoriya-dzen-buddizma.jpg

В буддизме название «дзен» обозначает концентрацию сознания на совершенном объекте. Учение берет начало от Сиддхартхи Гаутамы, являвшегося первым патриархом в Индии. Он сообщил основные каноны школы с помощью лотоса без слов Махакашьяпе. Этот монах являлся одним из величайших учеников Будды, передавший свои знания по парампаре (цепи духовных наставников).

Предания гласят, что Шакьямуни однажды стоял перед толпой народа, которая ожидала начала лекции и просветления. В руках у Будды был цветок лотоса, но Сиддхартха не говорил ни слова. Все люди смотрели на Гаутаму, но ничего не понимали. Только один монах в какой-то момент улыбнулся и просветлел взглядом. После этого Будда объявил, что передал чистый дар видеть Дхарму Махакашьяпе. Существует две точки зрения о происхождении учения дзена и его философии:

  1. Махаянские истоки. Приверженцы этой точки зрения считают, что учение дзена произошло от направлений Виджнянавада и Мадхъямака. В них учили тому, что существует способ постижения истины, основанный на созерцании, а не на словах.

  2. Китайские корни. Исследователи согласны, что дзен имеет схожесть с махаяной, но считают, что он образовался благодаря даосизму и обладает некоторыми чертами буддизма. Если верить этой точке зрения, чань получил свое развитие благодаря китайской культуре.

Большинство ученых относят дзэн к школе Махаяны, популярной в КНР. В Китае основоположником чань считают монаха Бодхидхармув Vвеке н.э. Столицей этого учения считают известный монастырь Шаолинь. После смерти Бодхидхармы чань-буддисты разделились на южное и северное ответвление. Затем было образовано несколько школ дзена, из которых до наших времен сохранились только Цаодун и Линьцзи.

В VIII-IXв. японские монахи, побывавшие в Китае, знали некоторые аспекты чань и старались их пропагандировать. Но это не принесло значительных результатов. Распространение дзен буддизма в Японии началось благодаря назреванию перемен в духовной стороне общества в XIIв.

Достижение компромисса между чань и другими религиозными направлениями произошло благодаря заимствованию некоторых положений из сингона. Затем распространению дзена способствовал буддист-наставник Эйсай из школы Риндзай. В XIIIв. его ученики продолжили пропаганду чаня.

В XIV-XVIвв. дзэн развивался в социально-культурном направлении. В это время монахи дзен активно занимались практиками и стали императорскими советниками, к которым обращались различные творческие и другие крупные деятели. В XVIIв. появилась школа Обаку-сю с элементами амидаизма и даосизма. В XVII-XIXдзен распространился среди простого населения.

В XXв. чань-буддизм получил популярность в западной культуре. Многие ученые, творческие деятели стали использовать его принципы в своих произведениях. В современной Японии дзен не является самым популярным буддистским направлением, но не сдает позиций в культурной и духовной жизни населения.

Чань считают ответвлением махаяны, но в действительности он не признает авторитета классических священных текстов. Основа дзен буддизма – личный опыт, который является важным средством для достижения прозрения. Термин «просветление» редко используется в этом направлении, так как не имеет точного описания и четкого понятия.

Также будет интересно


В статье использовались следующие категории

Статьи