Магазин индийских товаров

15.11.2023 11:37:00

Бодхисаттва

Содержание:

  1. Бодхисаттва в буддизме
  2. Бодхисаттва в махаяне
  3. Бодхисаттва в хинаяне
  4. Заключение

Гаутама Сиддхартхи на пути к своему просветлению испытывал состояние под названием «бодхисаттва». Будда находился в нем на протяжении почти всей жизни, согласно священным писаниям. Термин «бодхисаттва» с санскритского диалекта переводится как «создание, сущность которого – знание». Он строится из слов «бодхи» (пробуждение) и «саттва» (существо).

Бодхисаттва в буддизме 

bodkhisattva-v-buddizme.jpg

В традициях буддизма бодхисатвами («bodhisattvas») обычно называют создания, достигшие просветления. К таким существам относят тех, кто посвящает всю свою жизнь служению высшей цели – принесению блага и выведению из колеса сансары окружающих. Бодхисаттвами считают и простых людей, активно помогающих другим в пути, освобождающем от страданий.

Пробудившийся человек отказывается от мучений, присущих мирской жизни. Он выходит из бесконечного колеса перерождений, телесно оставаясь в физическом мире. Бодхисаттва помогает другим преодолеть зло и справиться со страданиями, чтобы достичь совершенства в духовном плане. Так человек уходит от бесконечного цикла реинкарнаций, неизбежного для непосвященных людей.

Цель бодхисаттвы в буддизме

Целью и смыслом существования бодхисаттвы является становление буддой, который призван служить добру. Он испытывает любовь ко всему сущему, поэтому помогает всем преодолеть мучения мирской жизни. В результате бодхисаттва становится существом, которое жертвует собой во имя общего блага.

Каждый человек, стремящийся к просветлению и избавлению от колеса сансары, нуждается в помощи. Для освобождения от бесконечного перерождения ему необходим бодхисаттва. Часто такие существа живут среди мирных людей, стараясь ненавязчиво наставить их на истинный путь. Но они отличаются тем, что соблюдают данные обещания и движутся в заранее выбранном направлении.

Ступени развития бодхисаттвы в буддизме

Перед получением звания бодхисаттвы будда достигает определенного уровня осознанности бытия. Каждая ступень в пути к пробуждению, согласно традициям буддизма, называется «бхуми». Это понятие олицетворяет достижения, необходимые для дальнейшего развития. Существует четыре ступени роста духовной составляющей тела:

  1. Пракрити. Это слово в священных текстах значит женское начало. Вместе с мужским аспектом сущего образует понятие изначальной природы и первопричины возникновения вселенной.

  2. Пранидхана. Подразумевает твердое намерение встать на путь просветления и дать соответствующий обет. Это понятие обозначает посвящение, созерцание и подчинение Высшим силам.

  3. Анулома. Значит принятие обетов и ценностей традиций буддизма, необходимых для начала пути бодхисаттвы.

  4. Анивартана. Это понятие подразумевает осознанный выбор и принятие невозвратности пути, по которому идет будущий просветленный.

Бодхисаттвой в буддизме считают того человека, который дал обещание быть смиренным и принимать чужие мучения без возмущения. Также этим понятием обозначают тех, кто только начал путь Готамы. Человек, действующий исключительно во благо живых существ, причисляется к бодхисаттвам. Он следует учению Сиддхартхи Гаутамы, отказываясь от излишеств и придерживаясь срединного пути.

Бодхисаттва в махаяне

bodkhisattva-v-makhayane.jpg

Концепция бодхисаттвы сильно распространена в махаяне (mahayana) – одном из буддийских ответвлений. Это понятие обозначает пробудившуюся истину, просветленную сущность или человека, целью которого является избавление от страданий. На начальных этапах развития религии словом «бодхисаттва» называли Будду, который прошел 549 добродетельных жизней, каждая из которых приближала его к нирване.

Краткая история бодхисаттв в махаяне

В священных текстах существует предание о том, как Дипанкара встретился с Сумедхой. Это произошло в низинах Гималайских гор, куда четвертый Будда совершал очередной визит. До этого Сумедха был наследником богатой семьи. Узнав, что жизнь наполнена страданиями, он пожертвовал все свои сокровища на благотворительность. Он понимал, что деньги и золото не забрать с собой в загробную жизнь, и стал аскетом.

Согласно легендам, Сумедха смог достичь высокого уровня знания и научиться левитации. Узнав о путешествии Дипанкары в горы, аскет помогал возвести дорогу для святого. Не успев сделать путь вовремя, мужчина лег в грязь перед ногами будды и его учеников, чтобы они могли пройти по его телу, не испачкавшись.

Сумедха принес серьезную жертву, так как в результате погиб от того, что по нему прошло множество людей. До того, как мужчина лег на дорогу и предоставил путь другим, он дал обет стать буддой. Дипанкара прочел его мысли и предсказал ему великое будущее, назвав его Шакьямуни и сообщив имена его родителей, будущих учеников.

Самые известные бодхисаттвы в махаяне

Сейчас бодхисаттвы в махаяне являются существами, занимающимися спасением людей. Это направление буддизма включает бодхичитту, подразумевающую высшую степень просветления. Ее суть заключается в освобождении своего духа и стремлении помогать другим. В махаяне существует несколько самых известных бодхисаттв:

  • Авалокитешвара;

  • Кшитигарбха;

  • Манджушри;

  • Самантабхадра.

Согласно махаяне, каждый человек способен стать бодхисаттвой. Самым известным святым в этом направлении буддизма является Авалокитешвара, имя которого обозначает «сострадательный Будда», «Господь, милосердно смотрящий с неба». В Китае его называют «Гуаньинь», а в Японии – «Каннон».

История Авалокитешвара

В некоторых странах Авалокитешвару причисляют к девушкам, так как это существо приобрело некие качества даосских божеств женского пола. Согласно учению, явившийся хинаянский бодхисаттва олицетворяет сострадательные черты всех будд. Он отложил свое просветление, чтобы помочь другим в достижении пробуждения.

Легенды гласят, что в начале своего пути Авалокитешвара дал клятву не разочаровываться в своем стремлении освобождать от страданий живые существа. При нарушении этого обета его тело должно было быть разделено на тысячи кусков.

Авалокитешвара дал клятву для доказательства своей милосердности, решимости и сострадательности. Однажды бодхисаттва очистил ад от душ благодаря своей вере в дхарму. Но вскоре он увидел, как нижнее царство все еще наполняется бесчисленным количеством существ.

Узрев бесплодность своих действий, Авалокитешвара неосознанно нарушил клятву, поэтому его тело разлетелось на тысячи частей. Учитель бодхисаттвы Амитабха смог собрать все куски и соединить их в новое тело, которое состояло из 11 голов и 1000 рук. Так Авалокитешвара научился лучше слышать просьбы страждущих и быстрее спасать их от мучений.

Бодхисаттва в хинаяне

bodkhisattva-v-khinayane.jpg

Хинаяна (hinayana) является одним из популярных направлений буддизма. В нем бодхисаттв насчитывается всего 24. Каждый из них стремился к просветлению и в итоге стал буддой. К этим созданиям относят и все воплощения Сиддхартхи Гаутамы, которые предшествовали пробуждению. Шакьямуни имел простое человеческое тело, принимал облик животных или даже мифологических существ.

Шакьямуни в хинаяне

Согласно священным писаниям, самой важной для Сиддхартхи стала встреча с прошлым буддой, когда ему прочили пробуждение. Перед просветлением Шакьямуни находился на четвертом небе – Тушите. Там он приобрел новые знания под руководством Майтрейи, который еще должен прийти на Землю и стать буддой нынешней кальпы. Но каждый святой проводит перед явлением в физический мир несколько проверок:

  1. Время. Бодхисатва изучает срок жизни простых людей, которые населяют планету. Время существования человека на Земле не должно быть меньше века, иначе он не успевает осознать себя и прийти к просветлению. Если срок жизни превышает 100 тыс. лет, то люди не замечают старости, смерти, поэтому не стремятся к нирване.

  2. Материк и страна. Потенциальный будда должен появиться на свет на Джамбудвипа. Этот материк относят к основным среди других земель с деревом Джамбу, под которым можно достичь пробуждения. Согласно учению хинаяны, будущий будда должен следовать срединному пути, поэтому рождение бодхисаттвы происходит в нейтральной стране этой местности.

  3. Семья. Согласно учению, бодхисаттва рождается исключительно у родителей, которые являются брахманами или кшатриями. Мать будущего будды должна быть непорочной. Согласно предсказаниям, она умирает на седьмой день после произведения святого ребенка на свет.

Мир ожидает появления нового святого под именем «Майтрейя» («Метейя»). Согласно священным писаниям, этот будда находится на четвертом небе в ожидании своего земного рождения. Метейя является единственным бодхисаттвой в буддизме, почитаемым во всех священных учениях. С ним также связывают многие концепции, характерные для представлений о конце света.

Легенды хинаяны о бодхисаттвах

Часть хинаянских легенд гласит, что люди начнут жить не более 5 лет. Это произойдет после того, как учение Будды перестанет быть значимым и интересным. Тогда живым существам будет мало природных ресурсов, поэтому народ станет озлобленным. Люди будут уничтожать траву и деревья, не думая о последствиях. Вскоре начнется великая резня, которая обернется убийством большинства живых существ.

Часть достойных буддистов удалится в горные местности, чтобы избежать кровопролития. Затем в мире появится Метейя, который станет продвигать свое учение. Он поможет защититься от страданий и зла, приводящих к бесконечному колесу перерождений.

Подопечными Метейи станут те, кто оценил три драгоценности – Будду, дхарму (истину) и сангху (общину). Майтрейя поможет спастись также тем, кто имеет узы мирского характера (воровство, убийство, прелюбодейство, ложь и употребление средств, омрачающих разум).

Важной частью просветления будет принятие 4 истин и Восьмеричного пути Будды. Ведь в первую очередь к нирване придут создания, стремящиеся к просветлению. Для людей, отвергающих сам факт существования нирваны, этот путь будет более долгим.

Суть бодхисаттвы по хинаяне

Хинаяна подразумевает, что бодхисаттва не всегда играет решающую роль в спасении живых сущностей от колеса Сансары. В понимании этого учения каждый человек самостоятельно стремится к пробуждению. Ему невозможно помочь, так как в пути к нирване душа не обращает внимания ни на какие факторы.

Многие из бодхисатв хинаяны не ориентируются даже на убеждения Будды. Они уже выбрали собственный путь и не дают себе возможности свернуть с него. Бодхисаттва стремится к достижению определенных идеалов – архатов. Это значит, что человек освободился от страданий и нашел выход из колеса Сансары.

Заключение

Бодхисаттва в буддизме – это олицетворение самоотверженности. Такое существо помогает другим найти высшую цель и добиться ее. Такое создание часто откладывает собственное пробуждение ради того, чтобы окружающие люди сумели достичь нирваны.

Бодхисаттва переживает множество перерождений, чтобы развить свой дух и помочь другим в пути к пробуждению. Каждый будущий будда отличается тем, что просто обладает набором определенных черт характера:

  • умение убеждать;

  • несение учения в массы;

  • почитание будд;

  • умение быть примером;

  • верное служение канонам буддизма;

  • способность взаимодействовать с другими на равных;

  • всеобъемлющая любовь к людям;

  • смирение и сострадательность;

  • умение правильно выражать свои мысли;

  • усердие, старание;

  • умение справляться с трудностями;

  • терпение, щедрость и внутренняя сила.

В современном буддизме бодхисатва относится к ролевым моделям, вдохновляющим людей духовно развиваться. Таким эталоном может стать каждый человек, который хочет научиться помогать всем живым существам. Бодхисаттва посвящает почти все свое время и силы действиям, направленным на благо других. Он видит в этом смысл своей жизни.


Также будет интересно


В статье использовались следующие категории

Статьи