21.08.2023 15:29:00
Буддизм в России
Содержание:
- Народы России, исповедующие буддизм
- История буддизма в России
- Распространение буддизма в России: наше время
- Буддизм в России: основы, особенности
- Буддизм в России: где и какой
- Русские буддисты
- Основные идеи буддизма
Россия представляет собой крупнейшую в мире страну, на территории которой преобладает христианство. Но среди жителей РФ также распространены и другие религии. Буддизм в России пользуется наибольшей популярностью в отдельных регионах, где является основным направлением вероисповедания. РФ объединяет различные религиозные школы запада и востока.
Народы России, исповедующие буддизм
Буддизм стал развиваться на территории России достаточно давно, поэтому не является новинкой для населения. Его популярность постепенно растет с каждым годом. Эта религия интересна за счет красочности и многогранности, поэтому может привлечь внимание даже людей другого вероисповедания. Буддизм наиболее популярен в нескольких республиках РФ:
-
Бурятия – регион Забайкалья, в котором превалирует учение «Будды Шажан» с элементами тибетской религии;
-
Алтай – здесь буддизм частично смешан с шаманизмом и распространенным в РФ христианством;
-
Калмыкия – здесь наибольшее в РФ количество последователей учения Гаутамы, которые взяли эту религию с восточного побережья о. Байкал;
-
Тыва – здесь с 1772 г. возводятся монастыри с Тибетскими канонами, но есть и приверженцы шаманизма.
Буддизм постепенно завоевывает остальные территории России. В наиболее крупных городах страны построены храмы и существуют специальные центры для просвещения населения. Активному распространению религии способствуют визиты знаменитых буддистов из других стран в Россию. Они проводят коллективные встречи с коллегами из РФ.
История буддизма в России
История Буддизма в России началась в XVI-XVII вв. В это время религия прочно закрепилась в Монголии с помощью ойратов – кочевых племен, прибывших из Джунгарии. После этого вероисповедание было принято в Поволжье и на Дону. В 1609 г. у ойратских племен уже были кочевые буддистские монастыри, а стационарные стали появляться только в 1616 г. Эта религия исповедовалась только на некоторых территориях. В процессе развития страны она терпела гонения и подвергалась запрету.
Основные этапы, когда в России становился буддизм
Дата |
Событие |
1664 г. |
Образовалось Калмыцкое княжество, объединившее ойратов и давшее новый толчок развитию буддизма. В XVII-XVIII вв.ханство поддерживало общение с Джунгарией и тибетскими монахами. Далай-лама предоставлял калмыкам литературу и специальные предметы, необходимые для буддийских ритуалов. Также народу была передана «Повесть о Варлааме и Иоасафе», откуда были почерпнуты основы учения. |
1741-1761 гг. |
Время царствования Елизаветы Петровны, при котором в России буддизм стал официально признанной религией. Благодаря ее указу в Бурятии утвердили ламаизм, организовали 11 монастырей и 150 учителей вероисповедания. |
1771 г. |
Началось притеснение калмыков царской властью. Большая часть народа покинула Российскую империю вместе с кочевыми храмами. К концу XVIII в. сохранилось 14 стационарных монастырей. |
1834 г. |
Утверждено Положение об управлении, согласно которому лидер духовенства среди народов, которые исповедовали буддизм в России, получал статус Ламы. Его кандидатуру выдвигал губернатор, а утверждал указ царя. В XIX-XX в. Россия являлась одним из крупнейших государств, в котором изучался буддизм. |
1914 г. |
К Российской империи присоединена Тува (Тыва), где преобладали культуры ламаизма и шамаизма. В результате на территории государства буддизм стал традиционным вероисповеданием бурят, тывинцев и калмыков. Остальные народные группы стали интересоваться буддизмом только в конце XIX в. благодаря православным и политическим миссиям России в восточных странах. |
1915 г. |
Открыт первый на территории Европы храм, построенный в Петрограде. В 30-х годах XX в. буддисты преследовались советской властью, а монастыри закрывались. |
1938 г. |
Храм В Санкт-Петербурге был разорен и разгромлен. Буддизм официально перестал существовать к началу 40-х годов XX в. |
1945 г. |
Около гор Хамар-Дабан с разрешения советских властей открыли Иволгинский дацан. Он стал негласной столицей сангхи в России. |
1946 г. |
Был организован съезд ламаистов в Улан-Удэ, который определил участников советского управления буддистов (ЦДУБ). Этот сбор также утвердил Положение о духовенстве. Народы России, придерживающиеся буддизма, получили официальное разрешение на проповедническую деятельность. |
1960-е гг. |
В СССР возродился интерес к восточным религиям. Ему способствовали идеи рериховского направления и официальная организация, управляющая движением буддистов. У нее были взаимовыгодные отношения с советской властью, возложившей на ЦДУБ обязанность пропагандировать политические идеи. Управлению буддистов разрешали проповедовать религию в дацанах и контактировать с иностранными делегациями. |
1987 г. |
В СССР регистрируется множество буддистских групп. Постепенно были восстановлены разгромленные монастыри, находившиеся в Тыве, Санкт-Петербурге, Забайкальских территориях и Калмыкии. В Иволгинском дацане организовано учебное заведение для буддистов-послушников. |
1988-1990 г. |
Произошла первая встреча русских буддистов с Букулой Ринпоче, являвшимся крупным политическим и духовным деятелем. Он был известным наставником тибетского ламаизма. Также Ринпоче провел первую проповедь в возвращенном Иволгинском храме. |
Возрождение религии продолжилось в 1990-х годах. В 1996 г. ЦДУБ был переименован в БТСР (российская традиционная сангха) и стал частью Всемирного буддийского сообщества. Эта организация была преемником советского управления буддистов. Также было образовано отдельное ЦДУБ, объединившее часть религиозных групп разных регионов России.
Распространение буддизма в России: наше время
Наибольшее развитие буддийской философии пришлось на начало XXI в. В этот промежуток времени активно стали развиваться технологии, которые способствовали распространению информации. Появились разные ответвления буддизма и варианты толкования его традиций. Основными являются сангха, ламаизм, шаманизм и классическое учение Гаутамы.
В начале XXI в. уровень развития буддизма в России был ниже, чем в других странах. Отставание составляло около 30 лет, и было обусловлено советской политикой. В СССР в течение нескольких десятилетий буддизм официально отсутствовал, а храмы были разгромлены и разграблены. Духовенство этой религии подвергалось репрессиям, и было вынуждено вернуться к мирскому существованию.
После Второй мировой войны часть ограничений на вероисповедание сняли, так как различные конфессии активно пропагандировали патриотические идеи. Но отсутствие развития буддизма в СССР на протяжении нескольких десятилетий сказывается на ее современном развитии.
В России восточная религия продолжает интенсивно развиваться в различных регионах. За 15 лет было восстановлено множество старых храмов и организовано большое количество новых центров. По договоренности Далай-Ламы и местных властей для распространения буддизма в Россию были отправлены тибетские монахи, призванные возродить религию и обучить будущих послушников.
Люди разных возрастов, решившие посвятить себя духовной жизни, могут поступить в специальные буддийские образовательные заведения. Часть приверженцев религии обращаются в дхарма-центры, где обучаются мирские жители и монахи. Послушникам также дают шанс получить образование в восточных странах, являющихся источником вероисповедания.
Буддизм в России: основы, особенности
В основе буддизма стоит учение Сиддхартхи Гаутамы, которого относят к числу святых. Его считают реальным человеком, жившим на Земле много веков назад. Учение Будды базируется на четырех благородных истинах, рассказывающих о возможности избавления от страданий и достижения счастливой жизни.
В России существует несколько работающих школ, в каждой из которых преобладают определенные принципы буддизма. Разница между взглядами на жизнь незначительна, так как в основе каждого направления лежит стремление к избавлению от страданий, путь к благим деяниям.
Буддизм в России: где и какой
Буддизм исповедуют в России многие народы. Эта религия принята в РФ в качестве традиционного вероисповедания вместе с исламом и православием. Первый европейский дацан-храм был организован в Санкт-Петербурге, куда направлялись многие представители интеллигенции, ученые, тибетологи. Благодаря ему в России появилась буддийская община, состоящая из людей разных национальностей. Другие храмы представлены в разных регионах:
-
Москва и область;
-
Калмыкия;
-
Новосибирская область;
-
Тува;
-
Свердловская область;
-
Бурятия;
-
Омская область;
-
Алтай;
-
Астраханская область;
-
Забайкальский край;
-
Иркутская область.
С развитием буддизма в России появилось множество направлений этой религии. Стоит понимать, сколько разновидностей этого вероисповедания присутствует в каждом регионе. Их может быть от одной до нескольких десятков, но в качестве основной принимается обычно только одна школа. В России существует три основных республики, исповедующих буддизм:
-
Бурятия. В этой республике принято обособленное направление буддизма, основанное на сангхе. Здесь был найден лик Сарасвати и нетленное тело 12-го хамбо-ламы Итигэлова, связывающие Бурятию с традициями Древней Индии. В регионе существуют различные направления буддизма, но преобладает сангха и школа Дзогчен.
-
Калмыкия. В этом регионе традиции тесно связаны с тибетским буддизмом. В Калмыкии существует 27 монастырей и храмов, один из которых – «Золотая обитель Будды Шакьямуни» – является крупнейшим в Евразии.
-
Тува. До начала XX в. этой республикой управляли маньчжуры, поэтому местные ламы подчинялись монгольскому духовенству. В Тыве преобладает шаманизм и тибетские традиции. К концу 20-х годов XX в. здесь располагалось 19 храмов и около 3 000 лам. Духовенство в 1940-х гг. подверглось репрессиям. Храмы были разрушены, но их восстановление началось в последнем десятилетии XX в.
Существует множество мирян в России, кто исповедует буддизм. Обычно это зрелые люди, выбравшие себе в наставники определенного учителя. Крупнейшей считают ассоциацию последователей Оле Нидала, организовавшего общину Алмазного пути Кагью. В России существует около 100 центров, преподающих это учение.
К крупным буддийским школа также относят Московскую общину «Ганден Тендар Линг», существующую с 2001 г. Он является подразделением Фонда поддержки махаянских традиций, имеющих сообщение с различными странами. К нему также относят группу Арьяведы, находящуюся в г. Санкт-Петербург и поддерживающую школу гелуг.
Русские буддисты
Среди последователей религии есть люди, которых называют этническими буддистами. К ним относят тех, кто проживает в определенных регионах. На этих территориях буддистское направление имеет исторические корни и признано основной религией. В России также существует множество групп и общин, которые основаны недавно. Они обычно приходят к вероисповеданию через ее изучение. В российской истории есть несколько знаменитых буддистов:
-
Бидия Дандарон – историк, философ и наставник в духовных практиках из Бурятии;
-
Владимир Понтлевич – главный редактор журнала «Гаруда», специализирующийся на буддизме и тибетских традициях;
-
Данзан-Хайбзун Самаев – депутат республики Бурятия и настоятель дацан-храма.
В XIX-XX вв. многих русских буддистов православные и советские люди воспринимали как диковинку. В России XXI века эта религия стала вариантом нормы и активно развивается. В последние годы было восстановлено множество буддистских дацанов, молельных мест и монастырей.
Во многих регионах основаны общины, в которых можно получить духовную поддержку, узнать о религии. Специальная литература продается в большинстве современных книжных супермаркетов. Она в широком ассортименте представлена также в интернет-магазине «Ашанти». Информацию о буддизме можно получить в различных источниках самостоятельно, без вступления в конкретную общину.
Основные идеи буддизма
Учение Гаутамы привлекает все больше последователей на территории Евразии. Буддизм интересен многим народам в России, так как основан на любви ко всему живому и сущему. Религия включает в себя принципы достижения гармонии с миром с помощью саморазвития и самопознания. В основе буддизма лежат четыре благородных истины. Каждая из них содержит знания, способствующие достижению просветления:
-
Первая истина – дуккха. Она утверждает о существовании страданий, беспокойств, неудовлетворенности. В основе истины лежит убеждение в том, что человек мучается от рождения до смерти. Он почти постоянно испытывает дискомфорт разного характера, а счастье обычно длится на протяжении краткого времени.
-
Вторая истина – дуккха самудая. Этот постулат буддизма говорит о происхождении мучений в жизни человека. Истина указывает в качестве причин страданий ненасытные желания и страсти. К мучениям относят преимущественно негативные эмоции, возникающие из-за неправильного восприятия природы сущего.
-
Третья истина – дуккха ниродха. Ее постулаты говорят о стремлении к уничтожению неудовлетворенности, беспокойства в своей жизни. Эта истина подразумевает не полную аскезу, а умение придерживаться золотой середины. Простые нужды стоит удовлетворять без избытка – только в необходимом телу объеме.
-
Четвертая истина – дуккха ниродха гамини патипада марга. Этот принцип буддизма указывает правильный путь к достижению просветления и прекращению мучений. Последователю религии рекомендуют найти гармонию между душой и телом, чтобы избавиться от негативных эмоций.
В России много людей, кто исповедует буддизм. Он является философией, в которой нет цели достижения нирваны за счет поклонения единому богу. Религия позволяет познать себя и все сущее через специальные практики. Они базируются на восьмеричном пути, каждый шаг которого приближает человека к просветлению:
-
правильное мировоззрение – позитивное мышление, обычно возникающее после определенных переживаний;
-
достойное стремление – приобретение умений купировать страсти и придерживаться собственного пути;
-
правильные разговоры – слова буддиста несут благо и любовь, поэтому не стоит ругаться, грубить, обманывать и пустословить;
-
верные деяния – поступки должны исходить из лучших стремлений души и разума;
-
положительный образ жизни – отказ от психологических, физических вредных привычек и воздержание от действий, способствующих негативным делам;
-
правильные усилия – все поступки и действия буддиста направлены на саморазвитие, познание и благо;
-
верное осознание – созерцание, осознание себя и своего тела как постоянно меняющегося организма;
-
правильный ум – достижение максимальной сосредоточенности с помощью глубокой медитации.
Буддизм имеет множество ответвлений, но сохраняет общие принципы. Они основаны на любви к миру, себе и всему живому. Вероисповедание позволяет прийти к просветлению и познанию всего сущего – от духовного до материального. С помощью этой религии русские буддисты достигают гармонии с миром, самим собой, избавляются от беспокойства и неудовлетворенности.
Также будет интересно
- Расгулла
- Все о специях и приправах: что для чего?
- Листья ним - полезные свойства
- Рецепт индийского супа Дал
- Мутхиа - индийские клецки
- Панир бурджи – острое индийское блюдо
- Рецепт: Куриные крылышки в соевом соусе